Обшивка фасада выполняет несколько функций. Во-первых, она защищает материал базовых стен от действия дождя, снега и ветра. Во-вторых – это утепление и в какой-то мере звукоизоляция. В-третьих, отделка придает зданию вид более элегантный и аккуратный.
Выбираем фасадную вагонку
Вагонка из поливинилхлорида успешно решает все три задачи.
Достоинства и недостатки материала
Под фасадной вагонкой из пластика подразумевают ламели для наружных работ. Их отличает большая толщина по сравнению с материалом для внутренней отделки. Ширина ее составляет 10 см, длина – 6 м, а толщина – 10 мм. Как правило, при изготовлении в исходное сырье добавляют компоненты, повышающие стойкость материала к низким температурам.
Обшивка пользуется популярностью благодаря множеству преимуществ.
Влагостойкость – планки нечувствительны к действию влаги, не плесневеют и не поддаются действию грибков.
Рабочий температурный диапазон ПВХ-вагонки – от -50 до +50 С. Но стоит учитывать, что такая высокая стойкость является прерогативой только качественного материала.
Малый вес – отделка для наружных работ не создает нагрузки на стены и фундамент.
Пожаробезопасность – опять-таки относится только к качественной продукции. ПВХ-ламели изготавливают из самозатухающего пластика. Поджечь его можно только специально, причем пластик быстро плавится и гасит пламя.
Простой монтаж – надежный механизм стыковки, легкость ламелей и все необходимые доборные элементы – угловые, соединительные, околооконные, сделают обшивку более чем доступной для установки своими руками.
Огромный выбор цвета и фактур тоже представляется привлекательным.
Фасадные ламели не нуждаются ни в каком специальном уходе. Для чистки вполне достаточно влажной губки или струи воды из шланга.
Самая доступная стоимость по сравнению с другими видами отделки.
Ламелям из поливинилхлорида присущи и недостатки.
Малая ударная прочность – обшивку довольно легко повредить ударом средней силы.
Фасадный пластик не пропускает воздух и влагу. Укладка его предполагает монтаж обрешетки: таким образом обеспечивается вентиляция между стеной и отделкой.
На поверхности из ПВХ-вагонки нельзя крепить предметы весом более 1,5 кг.
Монтажные работы
Фасадная вагонка практически всегда укладывается горизонтально. Противопоказание к вертикальному расположению у нее нет, но с эстетической точки зрения такая отделка выглядит хуже. С практической вертикальное расположение затрудняет отвод конденсата, поэтому и не приветствуется.
Подготовительные работы
Выбора ПВХ-ламелей – цвет и форма отделочной доски может быть самой разной. Часто для обшивки выбирают материал, имитирующий дерево или камень. Неплохо смотрится комбинация панелей одного цвета с контрастными доборными элементами. Зеленая фасадная вагонка на фото комбинируется с белыми угловыми элементами.
Расчет материала – общая оценка сводится к вычислению площади стен и фронтов за вычетом общей площади оконных и дверных проемов. Но такой метод никак не учитывает расход ламелей при стыковке: ведь длины 6 м не всегда достаточно для перекрытия стены. Более точные результаты можно получить, нарисовав эскиз каждой стены и рассчитав количество ламелей на основе чертежа.
При покупке стоит увеличить общий объем на 10–15%: при укладке возможные повреждения и отбраковка.
Подготовка поверхности – стены очищаются от мусора и грязи. При необходимости удаляется штукатурка.
Монтаж обрешетки
Предпочтительнее использовать деревянный брус для сооружения каркаса. Панели из поливинилхлорида легкие и не требуют мощной поддерживающей системы.
Доски нарезают по размерам. Перед установкой брус обрабатывается антисептическими средствами со всех сторон, включая торцы.
Обрешетка закрепляется в направлении противоположном направлению укладки ламелей. В большинстве случаев это вертикальное положение.
Дистанция между брусками – 60–100 см в зависимости от длины ламели.
Метод крепления определяется характером стены. Шаг крепления – не менее 50 см.
Если предполагается утепление, то в ячейках каркаса закрепляют теплоизолятор – от минеральной ваты до пенопластовых плит. Если применяется минеральное волокно, то потребуется дополнительная гидроизоляция, так как материал не переносит влаги.
Плиты утеплителя перекрывают парозащитной пленкой – не полиэтиленовой.
На фото представлена обрешетка под фасадную вагонку.
Укладка ламелей
Монтаж своими руками начинается с установки стартового уголка или L-профиля – специального доборного элемента. Закрепляются он на уровне цоколя по периметру всего здания, крепеж не жесткий. Как и для всех остальных ПВХ-деталей: между шляпкой гвоздя и панелью должен оставаться зазор в 5 мм.
Отделка из поливинилхлорида характеризуется довольно высоким коэффициентом расширения. Под действием влаги или температуры она удлиняется или сокращается. При жесткой фиксации у ламели отсутствует возможность перемещаться, что приводит к быстрой деформации.
Затем устанавливаются угловые элементы для наружных работ – внешние и внутренние, околооконные планки, а также соединительный профиль, если на фасаде предусмотрена стыковка панелей.
Ламель вставляется в стартовый уголок пазом вниз, вводится в угловой элемент – до щелчка, и закрепляется скобами или гвоздями на обрешетку.
Следующая ламель фиксируется гребнем в паз, и также закрепляется. Операция повторяется.
При необходимости верхняя ламель подрезается по длине.
На видео монтаж пластиковой фасадной отделки рассмотрен более подробно.